Solar Systo 2017

В прошедшие майские праздники мне посчастливилось побывать и выступить на фестивале электронной музыки Solar Systo 2017. По уже сложившейся традиции решил написать небольшое эссе и поделиться впечатлениями о поездке, фестивале и выступлении.

Изначально начинал писать достаточно подробную заметку, с описанием каждого дня пребывания на фестивале, но в итоге решил, что получается слишком много и затянуто, поэтому сильно сократил, оставив только самую суть.

Сразу хочу отметить, что пишу скорее с точки зрения музыканта, нежели рядового участника — это раз. Два — всё написанное ниже сугубо моя персональная точка зрения и я её никому не навязываю. Три — всё, о чём я напишу, по сути голая констатация фактов без каких-либо эмоций.

На Solar Systo мы прибыли 6 мая, так как моё выступление (выступал я на чиллаут-сцене, которая на Solar Systo называется «Поляна-валяна») было запланировано на 2 часа ночи, 7 мая. Фестивальный автобус высадил нас в лесу, где-то в середине «нигде». Что делать дальше и куда идти не понятно. Никаких указателей нет, никто не встречает. Люди, прибывшие на фестиваль на том же автобусе, что и мы, какое-то время стояли у автобуса, но поняв, что ждать нечего и некого, медленно двинулись по просёлочной дороге куда-то в лес. Делать нечего — мы пошли вместе со всеми. Где-то через километр пути нас ждал наскоро сколоченный КПП, на котором люди в белых накидках проверяли наличие билетов и выдавали браслеты. Когда подошла наша очередь, у проверяющих завис интернет, поэтому выдача браслетов растянулась минут на 10-15. Получив браслеты, мы спросили, где тут что, куда нам вообще идти и есть ли карта. На что нам ответили, что ничего не знают, что нам надо идти в некий «инфоцентр» и чтобы туда попасть нужно просто идти прямо по дороге, а потом «ну вы там увидите» повернуть налево. Почему автобус не довёз нас непосредственно до КПП мне не понятно до сих пор.

В отличии от обычных участников фестиваля у нас, помимо туристического снаряжения, с собой были еще и инструменты. Итого, на каждого человека по рюкзаку, большой сумке, а у меня на плече еще и тяжеленный кейс с миди-клавиатурой, сопутствующим оборудованием и коммутацией. Нет, я понимаю — человек на многое способен и всё это унести вполне в состоянии, но никакой проблемы в том, чтобы проявить немного заботы о музыкантах и минимум их встретить, помочь с размещением — не вижу. На фестивале «Белый шум» в 2016 году всё именно так и было — нас встретили, провели по территории , всё показали и рассказали, помогли разместить инструменты в сухом и надёжном месте и даже выдали палатку.

В итоге я позвонил Николе, одному из своих знакомых, который уже несколько дней как приехал на Systo, попросил его нас встретить и помочь с размещением. После этого мы полчаса искали этот самый «инфоцентр» (указателей нигде не было и никто не мог нам нормально объяснить, как до него добраться).

После встречи с Николой, мы пошли по территории фестиваля искать место для лагеря. С  всеми нашими вещами, естественно. Задача осложнялась тем, что буквально на следующий день к нам должны были присоединиться наши коллеги — участники коллаборации «Цветочные люди», поэтому место нужно было выбирать на всех. Обойдя практически всю территорию фестиваля, а это наверное 3-4 километра, не меньше, мы всё-таки нашли относительно приемлемое место, где и расположились.

Решив все вопросы по размещению, немного отдохнув и отогревшись мы пошли гулять и изучать территорию. В результате полуторачасовой прогулки практически ни одной заинтересовавшей нас локации на территории Solar Systo мы не нашли. Не смотря на то, что фестиваль уже стартовал, часть сцен не была собрана, а оформление территории отсутствовало. Единственное место, которое действительно было оформлено очень круто — это «Гудельня», сцена, где выступали дроун- и нойз-музыканты, а также прилегающая к ней территория.

Очень повеселили туалеты, которые представляли собой даже не «сельский сортир» — нет, это было бы слишком хорошо. Туалеты были сделаны из наскоро забитых в землю корявых обрезков досок с неаккуратно намотанными на них синтетическими тряпками непонятного происхождения. Ну и естественно, выкопанной в центре ямкой. То есть по большому счёту, что в лес «сходить», что в этот «туалет» — разницы особой нет. У мужчин с этим особо проблем не возникало, а вот женщинам приходилось тяжко. Почему нельзя было сколотить нормальные туалеты или привезти из города кабинки (как это было на сделано на фестивале «Белый шум»), мне не ясно.

Лайнап, как этот обычно бывает, немного сдвинулся, поэтому в 2:30 я только начал подключаться, а играть начал где-то без десяти минут три. На улице очень сильно похолодало (примерно до 2-3 градусов ниже нуля), пальцы слушались с трудом, клавиши у миди-клавиатуры промёрзли настолько сильно, что не возвращались в рабочее состояние после нажатия. То есть нажимаешь на клавишу, а она попросту залипает. Чилл-сцена была обустроена в большом полусферическом «шатре», представляющем собой стальной каркас с натянутой на него полиэтиленовой плёнкой. Внутри соорудили небольшие помосты для выступающих и слушателей. В целом место для выступления было оборудовано хорошо, со звуком всё тоже было замечательно. Не смотря на адский холод и проблемы с «железом» отыграл хорошо, да и слушателей, несмотря на столь поздний час, было предостаточно.

Как прошла наша первая ночь на Systo лучше не рассказывать. Сказать, что мы замёрзли, значит не сказать ничего — не спасли нас от холода ни термобельё, ни тройные носки, ни плотные спальники.

Последующие дни пролетели очень быстро. 7 мая к нам присоединились «Цветочные люди», Kuzma, Istwa, Electralex и другие музыканты. 8 мая был большой джем, также на чилл-сцене. Прошёл он не плохо, но была масса накладок по технической части, сдобренных нежеланием организаторов феста их решать. Одна из колонок не работала, поэтому пришлось играть в «моно», а после выступления «Цветочных людей» и проекта Istwa чилл-сцену вообще закрыли. 9 мая прошло в сборах, в 18 часов мы сели на автобус и поехали домой.

С автобусом до Санкт-Петербурга, к слову, тоже случился косяк. Несмотря на то, что организаторы фестиваля гарантировали музыкантам бесплатный трансфер, в день отъезда у некоторых из «Цветочных людей» стали требовать деньги за билет на автобус. Причём делалось всё это, на мой взгляд, далеко не в самой корректной форме. Ситуация также осложнилась тем, что билетов на автобус обратно было явно продано значительно больше, чем было мест в автобусе (похожая ситуация была и при отправлении на фестиваль из Санкт-Петербурга, 6-го мая). В итоге длительных переговоров музыканты конечно уехали домой, но уже другим автобусом и за билеты всё равно пришлось заплатить, хотя и не полную сумму. Нас всё это по счастью миновало, но всю дорогу домой я созванивался с творческим руководителем «Цветочных людей», Кузьмой, чтобы выяснить, как идут дела, так как сильно переживал за коллег. Особенно учитывая, что погода в день отъезда испортилась — очень сильно похолодало и пошёл снег.

В итоге впечатления от фестиваля Solar Systo лично у меня остались достаточно противоречивые. Атмосфера на фесте, конечно, замечательная и даже домашняя, место хорошее, природа красивая и всё, что касается звука и светового оформления сцен, замечательно. Но вот сама организация фестиваля, особенно в части взаимодействия и заботы о музыкантах оставляет желать лучшего (помимо описанных выше инцидентов были и другие неприятные мелочи). Ну и погода была не очень, но это в общем-то не страшно. Так или иначе, рад, что съездил — впечатлений осталось много.

Ну и немного фотографий с феста ниже.